Об Ассоциации

Ассоциация «Национальной ассоциации цветоводов» (НАЦ) является профильным объединением производителей цветочной продукции Российской Федерации и реализует работу, направленную на защиту интересов отечественного производства, а также его усиление и расширение. В рамках своей деятельности НАЦ взаимодействует с различными государственными ведомствами, представителями органов власти, исследовательскими и научными институтами, профильными объединениями и компаниями, аналитическими агентствами, а также средствами массовой информации.

Работа ассоциации подразделяется на несколько видов деятельности, среди которых:
  • формирование и продвижение законодательных и общественных инициатив, направленных на обеспечение условий для укрепления позиций отечественного продукта цветочной отрасли на российском рынке;
  • селекционная деятельность, разработка (участие в разработке) лекарственных препаратов и удобрений для цветочной продукции;
  • информирование о деятельности цветочной отрасли РФ и формирование общественного представления о работе в рамках данной сферы
  • популяризация цветов отечественного производства среди населения.
     История. Зарождение и активное развитие цветочной отрасли в России пришлось на начало 2010-х годов. В этот период производство цветка представляло собой инвестиционно привлекательный сегмент бизнеса, в первую очередь, ввиду возможности поставлять на рынок качественный и свежий продукт по цене ниже импортной. Кардинальное изменение ситуации произошло через несколько лет, когда со вступлением России в ВТО резко упала ставка ввозной пошлины – с 15% до 5%. Вместе с этим, в соответствии с Договором о ЕАЭС (статья 36), цветочная продукция Кении – одного из ключевых поставщиков цветка в РФ,попала в перечень преференциальных товаров и получила пониженную ставку 3,75%. Такие перемены стали серьёзным ударом по отрасли, массовое строительство тепличных комплексов остановилось, в бизнес перестали приходить новые инвесторы, - цветочное производство перестало развиваться. По истечение последующего периода, ряд предприятий объявили себя банкротами, отдельные комбинаты перепрофилировались на производство овощной продукции. Объемы отечественного цветка на российском рынке подчеркивает упадочное положение цветочного производства – он составляет лишь 17 %.

     Проблемы отрасли. Основной проблемой цветочного рынка России на данный момент является неспособность отечественного производства к импортозамещению. В условиях политической нестабильности и санкций, применяемых государствами в отношении друг друга, основными поставщиками цветка в Россию являются Нидерланды, Кения и Эквадор. Шаткость отношений со странами Европы в настоящий момент представляется достаточно очевидной, однако, ситуация с Эквадором и Кенией при более детальном рассмотрении идентична. В первую очередь, следует отметить, что обе страны зависимы от Соединённых Штатов и Великобритании; национальной валютой Эквадора является американский доллар. Помимо этого, большая часть цветочных предприятий на территории указанных стран находится в собственности граждан Великобритании и Нидерландов. Учитывая это, возможность перебоев или прекращения поставок от основных поставщиков достаточно высока. При таком сценарии Россия может остаться без превалирующего объема цветочной продукции, реализуемой на нашем рынке, без возможности его восстановления путем смены поставщиков (такими объемами никто не располагает). Данные обстоятельства подчеркивают стратегическую важность развития отечественного цветочного производства.

     Цветочные предприятия России. Более 50% общего потребления цветочной продукции в России приходится на розу, прочие сорта цветов в отдельности пользуются небольшим и(или) сезонным спросом. Ввиду этого крупные российские производители сфокусированы на производстве именно роз. Совокупно по стране на сегодняшний день функционирует порядка 180 ГА тепличных комплексов, занимающихся цветочным производством, 170,5 ГА из которых принадлежат предприятиям, входящим в состав Ассоциации. В 2023 году НАЦ провела опрос членов Ассоциации на предмет наличия свободных площадей в собственности или долгосрочной аренде у комбинатов с целью выявления потенциала отрасли при получении необходимой для ее развития государственной поддержки. Исследование показало, что отрасли имеет потенциал преумножить производство почти в двое – комбинаты имеют в запасе 150 ГА, пригодных для производственной деятельности (среди них площади под застройку, замороженное строительство и законсервированные теплицы).

Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
Яндекс.Метрика